По данным Autism Speaks, в настоящее время у одного из 88 маленьких детей во всем мире диагностирован аутизм. Всего несколько лет назад частота диагностики аутизма у детей составляла всего один случай на 150 детей раннего возраста. Поскольку число детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, потребность в научно обоснованных и эффективных подходах быстро возрастает.
В связи с этим при поддержке корпоративного фонда «Болашак» активно развивается проект «Каждый ребенок достоин школы», направленный на создание условий для обучения детей с аутизмом и другими задержками в развитии.
На данный момент в 22 городах открыто 56 кабинетов поддержки инклюзии;
-создано 161 рабочее место;
— оснащено 7 специализированных реабилитационных учреждений (реабилитация более 1,5 тыс. детей с ББ).
2015-2018 гг. — Открыто 20 офисов поддержки инклюзии в городах Астана, Алматы, Актау, Атырау, Кызылорда, Павлодар, Урал, Шымкент и Петропавловск.
Сегодня в Казахстане действует более 56 кабинетов поддержки инклюзий.
Понятие “инклюзивное образование” сформировалось из убеждения в
том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все воспитанники имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем.
«Инклюзивное образование – это непрерывный процесс развития общего образования, нацеленный на обеспечение качественного образования для всех с учетом разнообразия, разных нужд и способностей, характеристики и ожидания в обучении учащихся и общин, устранение всех форм дискриминации».
Инклюзивное образование предполагает изменение системы, но не ребенка
Оно признает, что все дети разные, а детские сады и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех воспитанников … инклюзивность не означает стремление сделать всех одинаковыми.
Ее ключевой компонент – гибкость, признание того, что дети обучаются с разной скоростью, а учителям необходимы специальные навыки, чтобы поддерживать гибкость процесса обучения.
В большинстве случаев детям просто необходимо хорошее, понятное, доступное преподавание. А это в свою очередь предполагает использование различных методов, соответствующих индивидуальным потребностям, способностям и особенностям развития ребенка.
Теперь хочу немного рассказать немного про Кабинет поддержки инклюзий,
КПИ — это помещение в детском саду, где воспитанники, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями. Так как организация образовательного и коррекционного процессов в условиях КПИ индивидуализирована, посещать его могут воспитанники разного возраста из разных общеобразовательных групп.

В команду КПИ входит,
Куратор КПИ – оказывать методический помощи специалистам кабинета.
-Составление ИПР и поведенческой программу;
-Помощь в адаптации образовательной программы;
-консультация учителя КПИ.
Учитель КПИ — организует работу тьютора, проводит обучение конкретным поведенческим техникам, наблюдает и корректирует работу тьютора с ребенком.
Учитель регулярного класса –участвует в организации процесса обучения ребенка с РАС в условиях своего класса, помогает в адаптации учебного материала.
Супервизор – ВСВА. Супервизор анализирует сведения и дает рекомендации по конкретным задачам.
Педагог ассистент (Тьютор)– сопровождающие лицо
-сопровождает ребенка в детском саду.
-выполняет ИПР и поведенческую программу.
-собирает данные.
-тестирует навыки ребенка под руководством учителя.
Родители – выполняют рекомендации учителя КПИ и куратора, активно участвуют в жизни кабинета, помогают в развитии инклюзивного общества.
Кабинет Поддержки Инклюзий — важная составляющая модели инклюзии, в которой создание условий, комфортных для всех воспитанников, становится одной из первоочередных задач.
Специалисты КПИ используют в работе базовые принципы прикладного анализа поведения. (Сокращенно его называют английской аббревиатурой АВА, или «эй-би-эй», от Applied Behavior Analysis). В переводе как «Прикладной анализ поведения». Прикладной анализ поведения — залог успешной инклюзии и ее обязательное условие. С помощью АВА корректируется поведение, которое мешает полноценной жизни в обществе, а также формируется поведение, необходимое для самостоятельной и успешной жизни.
Прикладной анализ поведения открывает возможности для обучения детей с РАС.
ПАП предлагает строго индивидуальный подход к обучению каждого ребенка.
-Проводится сбор данных о навыках и особенностях поведения каждого ребенка;
-На основе собранных данных вырабатывается индивидуальная программа для обучения (ИПР)
-Проводится постоянный мониторинг прогресса;
-Обязательной частью процесса является определение мотивации и разработка системы поощрений для воспитанника.
Методики, применяющие в АВА исследованы и подтверждены тестированиями. Их эффективность задокументирована практически во всех странах мира.
Среди 27 методов, которые в итоге были рекомендованы как однозначно доказавшие свою эффективность, большинство были разработаны в рамках АВА, и еще несколько методов (например, визуальные расписания и социальные истории) активно применяют все поведенческие аналитики, работающие с детьми с РА
АВА-терапия или прикладной анализ поведения дает возможность систематически и объективно изучить поведение и составить обоснованный план коррекции.
В настоящее время это один из самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимих отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий; то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой)
Статистика показывает, что использование АВА улучшает качество жизни детей с расстройством аутистического спектра(РАС), (и детей с другими диагнозами), приближая их к социально приемлемым нормам. Когда ребенок понимает и применяет принципы АВА и когда ему отвечают на языке АВА, ребенок будет чувствовать себя все более уверенным в окружающем его обществе.
При АВА терапии для каждого ребенка составляется индивидуальный план. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения новых навыков. Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Заключение: Проводя коррекционно – развивающую работу с детьми с РАС методом прикладного анализа поведения происходит не только коррекция поведения, но и ребенок получает необходимые навыки социального взаимодействия, академические знания. Ребенок осваивает основные навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, умеет держать ложку, самостоятельно кушает, и.т.д). Ребенок осваивает не только коммуникативные, академические, социальные навыки, но и в значительной степени происходит коррекция поведения, в репертуаре ребенка все больше уходит нежелательное поведение.